Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 127276, Москва, Ботаническая, 35
  • +7 (499) 678-54-00 +7 (499) 678-54-20
  • ifr@ippras.ru

Академик Адольф Трофимович Мокроносов

Учитель и ученый

А.Т.Мокроносов

Адольф Трофимович Мокроносов (1928 — 2000 гг) —

выдающийся ученый биолог, крупный специалист в области физиологии, биохимии и экологии растений. А.Т. Мокроносов талантливый педагог, посвятивший свою жизнь учительству, увлеченный натуралист и великий путешественник.

А.Т. Мокроносов прекрасный фотограф, любитель Пушкина, большой знаток поэзии и блестящий рассказчик.

Столь широкий спектр интересов и многогранность его натуры формировались в сложных условиях 30 — 50-х годов прошлого столетия. На формирование взглядов большое влияние оказал его дед Иван Мокроносов — герой Порт-Артура, награжденный боевой медалью с надписью «Да вознесет Вас господь в свое время». Адольф Трофимович прекрасно помнит период борьбы с врагами народа. Первым в их деревне был арестован сельский учитель, вторым был отец, который утверждал советскую власть и организовывал первый колхоз.

Школьные и юношеские годы А,Т. Мокроносова были типичными для детей того времени. Навсегда врезался в его память первый школьный день. Это было 1 сентября 1936 г. Как и все его сверстники, он стоял на церковной площади с холщевой сумкой через плечо, в руках он держал полено дров — это своего рода входной билетик, который школьники должны были предъявлять каждый день учителю; рядом стояло ведро с картошкой.... Так начинались университеты Адольфа Трофимовича ...

Поступить в среднюю школу оказалось непросто. По окончании седьмого класса Адольфу Трофимовичу вручили направление на работу на военном заводе, в котором было сказано «неявка на завод карается по законам военного времени». Случайная встреча с человеком, который оказался секретарем райкома, изменила ситуацию. Адольф Трофимович получил возможность продолжать школьное образование. В стране бушевала война. Шел 1943 год. Школьники учились в неотапливаемых помещениях, испытывали хроническое недоедание, постоянно работали на трудовом фронте. Все эти трудности, тем не менее, не мешали им мечтать о будущем.

Вопроса о том, кем быть для А. Т. Мокроносова не существовало. Он давно решил изучать жизнь уральских самоцветов. И это были не просто мечты. А.Т. Мокроносов переписывался по этому поводу с академиком А.Е. Ферсманом. Первая школьная публикация будущего ученого, естественно, была посвящена уральским минералам.

Однако не суждено было Адольфу Трофимовичу изучать уральские самоцветы. Судьба распорядилась иначе. В возрасте 14 лет А.Т. Мокроносов сдал экзамены и получил удостоверение апробатора посевов, который представлял сельскую власть и контролировал состояние хлебных злаков в 22 местных колхозах. Работа в качестве апробатора посевов вызвала большой интерес А,Т. Мокроносова к биологии растений. Вторым обстоятельством, определившим всю последующую жизнь Адольфа Трофимовича, было ознакомление с блестящей книгой К.А. Тимирязева «Десять избранных лекций по физиологии растений». После прочтения 10 лекций К.А. Тимирязева, Адольф Трофимович изучил его 10-томное собрание сочинений. С этого момента его судьба была определена. А.Т. Мокроносов мечтал понять, каким образом на языке биохимических процессов и физиологических явлений реализуется космическая роль зеленого листа.

Следующим шагом А.Т. Мокроносова было письмо проф. Г.В. Заблуде в Уральский государственный университет, которое содержало один единственный вопрос: преподают или не преподают физиологию растений в университете. Ответ был положительным.

Средняя школа подошла к концу. Впереди были вступительные экзамены. Как пишет в своей автобиографии Адольф Трофимович, к вступительным экзаменам он готовился в сквере городского театра, а когда вечерело, отправлялся на железнодорожный вокзал и на электричке уезжал в пригород, чтобы ночевать в стогу сена. Так продолжались университеты А.Т. Мокроносова.

Потом были трудные, но интересные годы учебы в университете, десятки лет преподавания, активная научная работа и ежегодные экспедиции.

На формирование научной и жизненной позиции А.Т. Мокроносова большое влияние оказали его первый университетский учитель Г.В. Заблуда, Н.В. Тимофеев-Ресовский, А.И. Опарин и А.Л. Курсанов. Все это позволило А.Т. Мокроносову стать одним из лидеров в области физиологии, биохимии и экологии растений.

Еще в ранних работах, посвященных изучению фотопериодизма и клубнеобразования, Адольф Трофимович получил первые данные, свидетельствующие о наличии у растений фоторецептора. Как позднее стало известно, речь шла о фитохроме. К сожалению, этого слова в то время наука еще не знала. Позднее А.Т. Мокроносов развил оригинальную морфогенетическую модель эндогенной регуляции фотосинтеза в системе целого растения, в основу которой были положены представления об организации и регуляции систем sing-sors в растении. Важное место в его работах было уделено изучению онтогенетических аспектов фотосинтеза. А.Т. Мокроносов вместе с О.В. Заленским выступили инициаторами широкомасштабных исследований фотосинтеза в различных естественных экосистемах. С этой целью А.Т. Мокроносовым была разработана идеология мезоструктурного анализа фотосинтетического аппарата, что позволило ему и его ближайшим ученикам исследовать более 350 видов растений по 15 мезоструктурным показателям. Являясь директором Института физиологии растений им К.А. Тимирязева РАН, Адольф Трофимович и его ученики провели огромную работу по оценке вклада растительных сообществ Евразии в эмиссию и сток углерода на территории России. Это исследование было выполнено в рамках Международной конвенции по глобальным изменениям климата и окружающей среды и внесло существенный вклад в выполнение Россией своих обязательств по Киотскому протоколу.

Помимо научной работы А.Т. Мокроносов уделял огромное внимание педагогической деятельности. В автобиографии он трижды возвращается к вопросу о том, что для него было важнее — наука или преподавание. Ответ на этот вопрос звучал следующим образом: «...научная деятельность — это моя любовь, главным же делом моей жизни было учительство». 36 лет своей жизни А.Т. Мокроносов отдал преподаванию в Уральском университете. Он был преподавателем, профессором, два десятка лет возглавлял кафедру, был проректором по учебной работе. С 1984 г. читал лекции в МГУ, около 10 лет возглавлял кафедру физиологии растений этого головного университета страны.

Научная и педагогическая деятельность А.Т. Мокроносова были неразрывно связана с ежегодными экспедициями. Из года в год в течение 35 лет он исследовал фотосинтез растений в северных, аридных и горных местообитаниях. А.Т. Мокроносов организовал экспедиции в Арктику, на Таймыр, на острова Врангеля и Вайгач, на Колыму, Чукотку, в безводные пустыни Средней Азии и в пустыню Гоби. Он работал в горных районах Памира и Кавказа. Все его путешествия нашли свое отражение в тысячах фотографий. Фотография для А.Т. Мокроносова имела очень большое значение и была его видением и восприятием окружающего мира.

А.Т. Мокроносов выполнял огромную научно-организационную работу по линии Отделения физико-химической биологии, Президиума РАН, Всесоюзного общества физиологов растений, издательства научной литературы и экспертной оценки. В ИФР РАН он был заведующим лабораторией, заместителем директора по научной работе и десять лет возглавлял Институт. На период директорства А.Т. Мокроносова пришлись, возможно, самые тяжелые годы за всю долгую историю Института. Это были годы острейшего экономического, финансового и социального кризиса в России; это были годы глобального обнищания фундаментальной науки, когда государство волей или неволей уничтожало отечественную науку. Десять лет А,Т. Мокроносов и возглавляемый им научный коллектив двигались по краю пропасти. Несмотря на колоссальные трудности, в эту тяжелую пору удалось сохранить основные научные направления и кадровый потенциал коллектива. Более того, А.Т. Мокроносов выдвинул относительно молодых лидеров ряда научных направлений, которые до сих пор во многом определяют научное лицо Института. Старейший институт Российской академии наук был сохранен.

А.Т. Мокроносов привлек внимание физиологов к проблемам целого растения и усилил экологическое крыло физиологии растений, продолжая тем самым исторические традиции академиков С.П. Костычева, А.А. Рихтера и Н.А. Максимова. Ему удалось перебросить мостик между физиологией растений и глобальной экологией. Это одно из перспективных и приоритетных направлений развития современной биологии растений, которое приобретает чрезвычайную актуальность в условиях неблагоприятных глобальных изменений климата.

Важным шагом по объединению физиологов растений страны и интеграции наших ученых в мировое научное сообщество было создание Всесоюзного общества физиологов растений. А,Т. Мокроносов был инициатором этого добровольного объединения ученых. Он же был избран первым президентом Общества. Всесоюзное общество, в последующем общество физиологов растений России, сыграло ведущую роль в поддержании научной атмосферы в стране в области экспериментальной биологии растений и сохранении самой науки.

В столь краткой заметке отмечены лишь некоторые штрихи многосторонней деятельности А.Т. Мокроносова. Ему действительно удалось достичь очень и очень многого, благодаря своим способностям, трудолюбию, исключительному интересу к окружающему его миру, а также своим учителям, ученикам и коллегам.

Чл-корр. РАН Кузнецов Вл.В.